Выбор, подготовка и установка навигационного оборудования на мотоцикл для участия в ралли-рейдах.

На семинаре в марте 2013 года, организованном Спортивно-техническим Клубом «Кутузовский Редут» и Зеленоградским эндуро-клубом «Синие Журавли» ( подробнее тут:  http://www.motogon.ru/f4/ralli-rejdy-na-motociklah-i-atv/seminar-po-ralli-rejdam-na-motociklah-i-atv-09-marta-2013-g/ ), было дано обещание выложить статью о навигационном оборудовании для участия в ралли-рейдах. Выполняем обещание.

В ралли-рейдах, как известно, едут по незнакомой трассе имея лишь бумажную легенду.
Для этого нужны следующие вещи: держатель легенды, счётчик пройденного пути и , если в легенде предусмотрено движение по курсам или даны точки КС и КП,  GPS-навигатор.

Держатели Дорожной книги (Легенды или по-другому Роадбука).
Как правило, Дорожная книга в нашем Чемпионате выдаётся в виде листиков формата А5. Можно засунуть её в карман, можно выучить странниц 20 наизусть, как лидеры Дакара, можно её не брать и пытаться ехать по следам (или звёздам). Но я рекомендую всё-таки взять её с собой и закрепить на мотоцикле.

1. Самый простой вариант это кусок пластика (картонки) размером А5 прикрепленный на руле хомутиками или скотчем.

Фото 1.

no images were found

Легенда на пластике держится резинкой.  С обратной стороны резинку нужно закрепить скотчем к пластику, чтобы при тряске резинка не «ушла». А чтобы было удобно в перчатках отрывать и выкидывать листки нужно заранее согнуть уголок каждого листка. Также я видел, как автомобильные штурманы просто сминают нижнюю половину каждого листика, чтобы удобно было перелистывать.  Сверху можно прикрепить прозрачную пленку (от дождя).

Фото 2.

no images were found

Бюджет: бесплатно.
Плюс: дешевизна, можно быстро сделать перед стартом, если накануне сломал перемотку (см. Фото 2-2):

Фото 2-2.

no images were found


Минусы: если заблудился, придётся собирать листики по дороге обратно :)

2. Ручная перемотка из бутербродницы. На фото взятых у «ALF-a» всё видно.

Фото 3.

no images were found

Крепиться на руль. ALF приделал к этой бутерброднице электромоторчик. И даже приделал регулятор скорости перемотки. Можно посмотреть здесь:

Фото 4.

no images were found

и Фото 5.

no images were found

Крепить на руль.
Бюджет: от бесплатно до 300 руб.
Плюс: простота и дешевизна.
Минусы: не всем удаётся одновременно крутить ручную перемотку и быстро ехать.

3. Фирменные ручные перемотки. Имеют, как правило, удлинитель с барашком, чтобы крутить не убирая руки с руля.

Фото 6.

no images were found

Искать у Билтема — http://www.biltema.fi/ .
Бюджет: до 1000 руб.
Плюс: простота и дешевизна.
Минусы: не всем удаётся одновременно крутить ручную перемотку и быстро ехать.

4. Специальная электрическая перемотка.

Фото 7.

no images were found

На фото перемотка вместе с счётчиком пути.
Позволяют крутить вперед и назад. Назад нужно, когда заблудился или гонка в несколько кругов по кольцу (например, в 2013 году этапы в Суздале или Ульяновске). Возможно приобретать с подсветкой.
Варианты:
RB750 Rally — Electric Roadbook Holder. На сайте производителя: http://www.f2r.pt/
Цена: 285 Евро (11400 руб без доставки).
Плюсы: не самый дорогой — есть сильно дороже.
Минусы: хочется другой переключатель перемотки – часто страдает от падения.

Фото 8.

no images were found

 

Счётчик пройденного пути
Состоит из самого устройства с циферблатом, магнита на колесе и датчика на пере вилки.
Самая главная характеристика счётчика – размер цифр.

Варианты:

1. Штатный спидометр мотоцикла:
Плюсы: не надо ничего делать дополнительно.
Минусы: не всегда точный, нет возможности корректировать пробег, в гонке разглядеть цифры на штатном одометре решительно невозможно.
На некоторых мотоциклах есть возможность корректировки пробега. Например, на Yamaha WR или KTM EXC, но тянуться к приборке сложно. У КТМ-а как опция есть выносной пультик:

Фото 9.

no images were found

но всё равно размер цифр недостаточен для комфортной навигации плюс приборка всегда расположена слишком внизу – нужно сильно опускать взгляд. Также на фото видно, что переключатель установлен на правую сторону, т.к. слева уже не хватет места. И, как правило, при установке перемотки приборку вообще не видно.

Фото 10 и 11:

no images were found

no images were found

 

2. Можно использовать GPS-навигатор.
Плюсы: точный, возможность работы от внутреннего аккумулятора при потере внешнего питания, есть часы.
Минусы: нет возможности корректировать пробег, маленькие циферки.

3. Приборная панель TRAIL TECH VECTOR и аналогичные.

Фото 12.

no images were found


Адрес: http://trailtech.net . Необходимо устанавливать датчик на колесо ( о них расскажу ниже).
Цена: в районе 4000 рублей.
Плюсы: не очень дорого, возможность корректировки пробега, достаточно распространены.
Минусы: размер цифр немного проигрывает специальным устройствам ICO или Touratech, страдает от вибраций пластмассовый корпус и места крепления.

4. Велокомпьютеры .
Плюсы: цена.
Минусы: размер экрана (цифр), не выдерживает вибраций.

5. Специальные устройства, ICO, TerraTrip, Touratech (Фото 12-2), Pemopa и т.п.

Фото 12-2. Touratech: 

no images were found

На Фото 13  — самый распространённый ICO 001 — ICO Rally VR Light:

no images were found

На фото сам прибор, датчик и крепёжная пластина. Датчик нужно устанавливать на колесо. Счётчики могут настраиваться на размер колеса, но, как правило, уже идут настроенные на 21-е колесо.
Цена: 10 000 руб.
Плюсы: самые большие циферки, возможности корректировать пробег, есть часы, показывает пробег, время и скорость, запоминает максимальную скорость и другие параметры (смотреть инструкцию), возможность работы от внутренних двух батареек (важно при потере питания).
Минусы: пластмассовый пульт практически сразу трескается. На Фото 14 сломанный пульт перемотки и пульт счётчика с треснутым (и потерянным) креплением и колхозными саморезами.

Фото 14. 

no images were found

 

О датчиках пробега.
На колесе крепиться магнит, а датчик срабатывает каждый раз, когда мимо него проситься магнитик.
В комплекте, например, устройства ICO идёт магнитик с пластилинчиком — холодной сваркой.

Фото 15.

no images were found

Крепиться в удобном месте на ступицу или тормозной диск. Но я бы рекомендовал купить специальный болтик с магнитной головкой.

На Фото 16 от «Максa»:

no images were found

виден этот болтик, который нужно вкрутить вместо одного из болтиков переднего тормозного диска, а также видна крепёжная пластина под датчик. Бывают специальные магнитики-таблетки как на мотоцикле Алексея Попова:

Фото 17.

no images were found

На КТМ-ах магнит присутствует штатно.
Магниты разной формы можно (и с отверстиями под винт) купить в Чип-и-Дипе, Митинском рынке и других местах.
Датчик обычно представляет из себя геркон (герконовое реле), замыкающийся при поднесении к нему магнита. Его можно закрепить на пластинке,

Фото 18. 

no images were found

можно просверлить отверстие и нарезать резьбу в тормозном суппорте.

На Фото 19 пример установки на КТМ Дмитрия Артамонова:

no images were found

Провод следует проложить вдоль тормозного шланга с учётом того, чтобы при работе вилки он не перетёрся.

Крепление приборов.

Крепить приборы стараются повыше, чтобы не сильно отвлекать взгляд от дороги.
Крепить можно на руль. Есть специальные кронштейны:

Фото 19-2 от «Макса»

no images were found

и Фото 19-3

no images were found

При этом надо внимательно смотреть за ходом тормозного шланга, чтобы при ходе вилки он не накинулся на ваши приборы. Приходиться переносить точки крепления направляющих. Пример на Фото 20:

no images were found

Также желательно в местах возможного касания прикрыть острые углы.

Фото 21.

no images were found

На фото 21-2

no images were found

видно, что шланг тормоза пришлось пустить за щитком переднего номера. Иногда спасает только перенос тормозного шланга на «заднюю» сторону пера вилки. Так сделано, к примеру, у Игоря Семенюка. Обратите внимание на то, что на кроссовых мотоциклах тормозной шланг совсем короткий, поэтому его придется поменять на  более длинный  от эндуро-моделей или сделать новый.
Также иногда приходиться резать табличку номерного знака.

Фото 22 и 23

no images were found

no images were found


Цена такого крепления на руль: 4000 руб. (например, здесь: http://www.motogon.ru/f4/ralli-rejdy-na-motociklah-i-atv/prisposoby-dlja-ralli/ )
Плюсы: просто устанавливать, относительно недорого.
Минус: в утяжеляет руль.

Крепят также и на специальном кронштейне закрепленном на рулевой колонке.

Фото 24 и 25. 

no images were found

no images were found

Здесь нужно решиться сверлить отверстия в колонке, но приборы не утяжеляют руль.
Плюсы: не утяжеляет руль.
Минус: увеличивает общий вес, определённо дороже.

Счетчики пробега крепят как можно выше, т.к. на него приходиться смотреть много чаще чем на  другие приборы. Можно на дополнительном кронштейне, но мне понравилось крепление ICO-шки прямо к перемотке.

Фото 23-2.

no images were found

Выбор и крепление пультов управления.
Все приборы идут с пультами управления и их по логике нужно устанавливать под левую руку, т.к. правая занята газом. В итоге выходит, что у левой ручки должны крепиться:
— пульт перемотки легенды;
— пульт управления счётчиком пути;
— кронштейн крепления рычага сцепления (иногда с рычажком обогатителя);
— кнопка остановки двигателя;
— крепление защиты рук и рычага сцепления;
— также иногда приходиться на левую сторону крепить и GPS-навигатор, если справа не дают тормозной шланг и тросики газа.
Все они мешают друг другу и нужно постараться разместить их на одной стороне руля. Но можно поставить комбинированный пульт, который занимает меньше места и к тому же намного прочнее штатных пультов.  На Фото 26 и 27 такой пульт, но как видите, и он может пострадать при падении.

Фото 26 и 27. 

no images were found

no images were found

GPS-навигатор можно закрепить на руле справа, слева или посередине. На фото штатное крепление Garmin-а посередине руля на мотоцикле Дмитрия Артамонова.

no images were found

Навигатор обязан быть, т.к. поможет вернуться, если вы заблудились. Т.е он может быть закреплён на руле, но в крайнем случае может ехать и в рюкзаке.

Вопросы питания приборов.
В идеальном варианте:
— записываются от штатного аккумулятора;
— каждый прибор должен быть на отдельном предохранителе;
— должны работать от внутренних батарей при потере питания;
— должны отключаться от питания при неработающем двигателе и др.
В случае отсутствия штатного генератора (кроссовый мотоцикл) есть два пути:
— наматывается дополнительная обмотка на родной статор (ищите специалистов);
— покупка и установка статора с дополнительной обмоткой;
— установка аккумулятора.
Нужный вам статор можно найти забив в поиске на ebay.com фразу «Trail Tech Stator Kit» на ваш мотоцикл или посмотреть на сайте производителя http://www.trailtech.net/stators_and_electrical_system_kits.html
Нужно иметь ввиду, что по правилам ралли-рейдов генератор кроме вашего оборудования ещё должен питать переднюю фару и задний фонарь (лучше светодиодные). Поэтому мощность желательна не менее 100 Ватт. Нужно считать общее потребление ваших приборов. К статору в комплекте может идти регулятор напряжения или его нужно будет докупить отдельно. И вообще – тема света на кроссовый мот обсуждается часто. Пример статора с дополнительными обмотками на Фото 28:

no images were found


Аккумулятор (желательно облегчённый) можно установить под боковым пластиком с левой стороны или в корпус воздушного фильтра, но можно и на руль (вариант на мотоцикле CR500 Алексея Попова):

Фото 29 и 30.

no images were found

no images were found

Тарирование приборов.
Проверить работу приборов и тарировать их необходимо заранее до гонки.
Счётчик пути точнее всего проверить по GPS-навигатору. В инструкции к прибору должно быть указано, как его корректировать. Также тарированный участок бывает в начале легенды, выдаваемой перед гонкой.
Свои часы нужно всегда синхронизировать с судейскими часами. Но судьи своё время выставляют по GPS, поэтому вам достаточно иметь навигатор или по навигатору выставить время на своих часах. Делать это обязательно, чтобы на старте быть точно в назначенное время.

Вопросы, дополнения и замечания шлите на rustem@motokutuzov.ru .